Начальная школа
Программа начальной ступени обучения Международной школы «Мирас»

Программа начальной школы рассчитана на детей от 2 до 10(11) лет и базируется на основных положениях программы Международного бакалавриата (IBPYP) и образовательных стандартах Республики Казахстан для начальной ступени обучения. Основой обучения и учения в программе начального образования является исследовательская деятельность, в ходе которой ребенок познает мир вокруг себя через поиск ответов на поставленные вопросы и приобретает первый опыт применения полученных знаний в реальной жизни на благо общества и окружающего мира.

Начальная ступень обучения в Международной школе «Мирас» включает в себя:

  • Дошкольное образование - детский сад (2 -5 лет), предшкола (5- 6 лет);
  • Начальное образование - 1-5 классы.

 

Отличительной особенностью образовательной программы начальной школы является исследовательский подход к обучению, заложенный в программе Международного бакалавриата для начальной ступени обучения.

Основу исследования составляют шесть ключевых вопросов - трансдисциплинарных тем, вокруг которых организуется структурированная поисково-познавательная деятельность младших школьников в рамках программы исследования:

  • Кто мы?
  • Как мы выражаем себя?
  • Как мы организуем себя?
  • Где мы во времени и пространстве?
  • Как устроен мир?
  • Разделяя планету.
Дошкольное воспитание и обучение

Согласно рекомендациям программы Международного Бакалавриата для начальной ступени обучения, учебный план дошкольного воспитания и обучения структурирован по 6 образовательным областям: «Языки», «Математика», «Человек и общество», «Естествознание», «Искусство», «Личностное и социальное развитие», которые охватывают все направления организованной учебной деятельности, включенные в Государственный общеобязательный образовательный стандарт дошкольного образования Республики Казахстан.

Каждая образовательная область включает цикл предметов, которые способствуют приобщению дошкольников к общечеловеческим ценностям, способствуют всестороннему личностному развитию, формированию и развитию социальных и общеучебных навыков.

Учебная деятельность детей в течение дня планируется по блокам, соответствующим следующим образовательным областям:

Образовательная область «Языки» представлена казахским, английским и русским языками, что соответствует принципу полиязычия, положенного в основу образовательной модели школы и детского сада, и направлена на раннее развитие языковой компетенции и коммуникативных навыков учащихся, что особенно важно в условиях полиязычной среды международной школы. Данная область включает в себя учебные задачи по развитию речи, художественную литературу, основы грамоты и драму.

Образовательная область «Математика» охватывает следующие виды организованной учебной деятельности: формирование элементарных математических представлений, развитие сенсорики и конструирование.

Образовательная область «Человек и общество» направлена на формирование у дошкольников первоначальных представлений о многообразии, культурных и исторических особенностях различных общественных и социальных групп, знакомство с обычаями и традициями казахского народа и народов, населяющих Казахстан, а также на воспитание толерантности и общечеловеческих норм поведения в обществе.

Образовательная область «Естествознание» нацелена на ознакомление детей с природными явлениями и особенностями живой и неживой природы через организованную поисково-познавательную деятельность, направленную на формирование у дошкольников базовых навыков естественно-научного исследования.

Образовательная область «Искусство» представлена учебными дисциплинами: музыка, хореография, изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация) и направлена на формирование у дошкольников творческих способностей и эстетического восприятия мира.

Образовательная область «Личностное и социальное развитие» представлена учебными программами по физическому воспитанию, самопознанию и Программой по личностному, социальному и физическому воспитанию (Personal, Social and Physical Education), которая реализуется через все виды организованной учебной и внеучебной деятельности дошкольников на протяжении всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Реализация учебного плана осуществляется через организованную поисково-познавательную деятельность детей в рамках Программы исследования, основанной на шести трансдисциплинарных темах.

Занятия по всем учебным курсам детского сада проводятся по интегрированным учебным программам, основанным на рекомендациях предметных руководств для начальной ступени обучения программы Международного бакалаврита и на содержании казахстанских программ воспитания и обучения для детей дошкольного возраста.

Начальная школа (1-5 классы с русским и английским языками обучения)

Отличительной особенностью образовательной программы начальной школы является исследовательский подход к обучению, заложенный в программе Международного бакалавриата для начальной ступени обучения. В соответствии с трансдисциплинарной программой исследования в течение всех лет обучения в начальной школе, через исследование различных проблем (тем исследования) в рамках каждого из ключевых вопросов строится естественный, основанный на природном любопытстве младшего школьника, познавательный процесс.

В течение каждого учебного года учащиеся начальной школы исследуют по одной теме в рамках каждого вопроса. Как правило, тема исследования затрагивает вопросы из самых разных предметных областей и проходит основной идеей через все уроки, поэтому такая организация учебно-познавательной деятельности возможна только при условии совместной работы группы учителей, работающих в этом классе, и находит отражение в учебных программах по всем предметам.

 

Отличительные особенности образовательной программы начальной школы:
  • Образовательная область «Язык и литература» представлена казахским, английским, русским и французским языками, что соответствует принципу полиязычия, положенного в основу образовательной модели школы, и направлено на раннее развитие языковой компетенции и коммуникативных навыков учащихся, что особенно важно в условиях интернационального состава школьного коллектива международной школы.
  • Особое внимание уделяется изучению английского языка. Программа английского языка базируется на темах Программы исследования, что способствует расширению словарного запаса и развитию языковых навыков в ходе осуществления поисково-познавательной деятельности младших школьников. Ежедневные уроки английского языка, постепенное наращивание использования английского языка в преподавании других предметов позволяет сформировать у выпускников начальной школы достаточную языковую базу для перехода на обучение на английском языке на следующих ступенях обучения.
  • Одними из приоритетных направлений являются обучение математике и внедрение STEAM подхода в реализации образовательной программы школы, что поддержано содержанием учебных программ и внедрением проектной деятельности с фокусом на STEAM.
  • Образовательная область «Естествознание» представлена интегрированным курсом «Естествознание», который объединяет в себя первоначальные основы всех естественнонаучных дисциплин (химия, физика, биология) и является ядром программы исследования в 1-5 классах.
  • Предметы образовательной области «Человек и общество» (Познание мира, История Казахстана и Всемирная история) объединены в единый интегрированный курс, дополненный учебными целями программы Международного бакалавриата по данной предметной области, что обусловлено необходимостью создания достаточной теоретической и практической базы для исследовательской деятельности учащихся в рамках Программы исследования.
  • Образовательная область «Технология и искусство» представлена учебными дисциплинами: музыка, хореография, изобразительное искусство, компьютерные технологии (охватывает содержательную часть курса «Информатика»). Объединение этих дисциплин в единую группу обусловлено трансдисциплинарным подходом к изучению данных дисциплин в ходе реализации Программы исследования. Изучение компьютерных технологий предусмотрено с первого класса, при этом навыки работы с компьютером развиваются через все предметы учебного плана.
  • Образовательная область «Личностное, социальное и физическое воспитание» является обязательным компонентом Программы Международного Бакалавриата для начальной ступени обучения и включает в себя учебные дисциплины «Физическая культура» и «Самопознание», которые дополнены Программой личностного и социального развития. Данная программа нацелена на формирование у учащихся ценностно-личностных качеств, общеучебных умений и навыков и реализуется как в рамках тем исследования через все уроки учебного плана, так и через проводимые классными руководителями классные часы.

Важной особенностью образовательной программы начальной школы является направленность на развитие у младших школьников общеучебных навыков (Approaches to learning skills), которые включают в себя:

Коммуникативные навыки

Обмен информацией – умение слушать и интерпретировать, навыки устной речи. Грамотность - чтение, навыки письменной речи, использование языка для обмена информацией ИКТ - использование информационных технологий для сбора, поиска и передачи информации.

Социальные навыки

Межличностные отношения, социальный и эмоциональный интеллект

Развитие межличностных отношений и сотрудничества.

Навыки мышления

Критическое мышление - анализ и оценка проблем и идей, формулирование решений.

Творческое мышление - генерирование новых идей и рассмотрение новых перспектив.

Преобразование информации – применение навыков и знаний в различных контекстах.

Рефлексия и метапознание - использование мыслительных навыков для рефлексии учебно-познавательного процесса.

Исследовательские навыки

Информационная грамотность – формулирование и планирование, сбор и запись данных, синтез и интерпретация, оценивание и обмен информацией.

Медиа грамотность – использование медиаресурсов для поиска идей и информации.

Этическое использование медиаинформации - Понимание и следование этическим правилам использования информации.

Навыки самоорганизации

Организация - эффективное использование времени и выполнение заданий.

Управление внутренним состоянием - применение стратегий, дающих возможность управлять внутренним состоянием.

Кульминацией и завершающим этапом обучения в начальной школе является выставка индивидуальных и групповых проектов студентов, во время которой дети имеют возможность продемонстрировать знания, навыки и умения, приобретённые в начальной школе по всем учебным предметам, активно демонстрируя качества модели ученика школы Международного бакалавриата.